Пятница, 17.05.2024, 13:26
Публикации

Приветствую Вас Гость | RSS

Регистрация | Вход
Меню
Форма входа
Категории раздела
Наши статьи [9]
Статьи из других источников [7]
Интересные статьи взятые из других источников(размещены с разрешения авторов).
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи из других источников

Еврейская геральдика в Средние века. Часть 3
 
Еврейская геральдика в Средние века.
 
Часть 3
 
     Причудливая смесь из этих трех нарративов появляется уже в толкованиях раввинистической литературы, наиболее важным из которых в смысле влияния на последующую иконографию следует признать мидраш Бемидбар Рабба (II, 7), где сказано:
 
     «У каждого князя был свой отличительный знак; у каждого было знамя, и все знамена были разного цвета, соответственно цвету камней на нагруднике Аарона. Отсюда правители усвоили привычку принимать себе знамена различных цветов. У каждого колена был свой князь и свое знамя, чей цвет соответствовал цвету их камня».
 
     Далее следует описание знамен двенадцати колен, согласно которому:
 
Камнем Реувена был рубин, и [знамя] его было красным; и вышиты на нем были мандрагоры.
Камнем Шимона был топаз, и знамя его было зеленым; город Шхем был вышит на нем.

Камнем Леви был смарагд, оттого и знамя его было на треть белым, на треть черным и на треть красным; вышиты на нем были Урим и Тумим.
Камень Йехуды – карбункул, и цвет знамени его – цвет небес; вышит на нем лев.
Камень Иссахара – сапфир, и знамя его черно как сурьма, вышиты на нем солнце и луна, ибо сказано: из сынов Иссахаровых люди, разумеющие время.
Камень Зевулуна – изумруд, цвет его знамени белый, корабль вышит на нем, ибо сказано: Зевулун при береге морском будет жить и у пристани корабельной.
Камень Дана – гиацинт, цвет его знамени подобен сапфиру, вышита же на нем змея, ибо сказано: Дан будет змеем на дороге.
Камень Гада – агат, и цвет его знамени ни бел и не черен, но белый и черный вместе; вышит на нем стан воинский, ибо сказано: Гад, толпа будет теснить его.
Камень Нафтали – аметист, и знамя его как светлое вино неглубокого красного цвета; вышита на нем серна, ибо сказано: Нафтали – серна вольная.
Камень Ашера – берилл, знамя его цветом как драгоценный камень, коим украшают себя женщины; вышито на нем древо масличное, ибо сказано: Ашер, тучен хлеб его.
Камень Йосефа – оникс, знамя его черного цвета; вышит на нем для обоих князей, Эфраима и Менаше, знак Египта, ибо они родились в Египте.
На знамени Эфраима - телец, ибо сказано: крепость его как первородного тельца, что относится к Йошуа, который происходит из колена Эфраимова. На знамени Менаше вышит буйвол, ибо сказано: роги его как роги буйвола, что относится к Гидеону, который происходит из колена Менаше.
Камень Биньямина – яшма, и цвет его знамени был сочетанием двенадцати цветов; вышит на нем был волк, ибо сказано: Биньямин - волк хищный.»
 
 
    Историческая достоверность библейского рассказа не имеет в данном случае никакого значения. Важна исключительно вера в эту достоверность – а ее разделяли не только евреи, но и ряд христианских авторов, выводящих начала европейской геральдики из вышеперечисленных двенадцати знамен. Слова «при знамени своем, при знаках семейств своих» (Числ. 2:1-2) понимались как недвусмысленное указание на передачу инсигний по наследству, и на ряде брачных контрактов итальянских евреев можно встретить рядом с гербовым щитком надпись: «Degel beit av» - «Знамя дома отца».
 
     Итальянские евреи вообще были наиболее активны в геральдическом пространстве по сравнению со своими единоверцами из прочих европейских стран. От сефардов, обитавших до 1492 года на территории Пиренейского полуострова, и от ашкеназов Франции и Германии до нас дошли только отдельные гербы, и наибольшая часть наших знаний об укорененности в их среде геральдической практики базируется на печатях и окологеральдических символах. Количество же известных ныне гербов евреев Италии исчисляется несколькими сотнями. Наиболее характерная их черта – помимо обилия львов – это широкое использование так называемых гласных («говорящих») эмблем, когда гербовая фигура прямо или косвенно намекает на родовое имя своих владельцев. Так, например, в гербе рода Галлико представлен петух (итал. gallo). В гербе рода Коэн Витале изображено дерево, по сторонам от которого – две руки в коэнском жесте благословения; дерево в данном случае символизирует Древо Жизни (итал. vita – жизнь – созвучно фамилии хозяев герба), а две руки – традиционная эмблема коэнов, использовавшаяся очень многими семьями, возводящими свое происхождение к этой касте священников. Подобным же образом рука с кувшином, льющая воду в чашу, поддерживаемую другой рукой – символ семей, происходящих от левитов.
 
    Несмотря на все вышесказанное, выделение еврейских гербов из общей массы геральдического наследия Средневековья – если, конечно, еврейское происхождение владельца не известно совершенно достоверно, – и их идентификация зачастую представляет собой непростую задачу. Усложняет ее как пользование общераспространенными гербовыми фигурами, так и упомянутая нестабильность геральдической практики. Нередки случаи, когда одинаковые гербы встречаются у различных семей, и наоборот – когда одна семья репрезентируется посредством разных гербов. Значительную проблему представляют и гербы, помещенные на предметах очевидно еврейской принадлежности (таких, как ритуальная утварь или переплеты рукописей), не снабженных именем хозяина и вообще не несущих никаких сведений, позволяющих «опознать» владельца.  
 
    Некоторую помощь в атрибуции могут оказать характерные еврейские символы, такие как вышеупомянутые руки коэнов, кувшин левитов, менора или еврейская шляпа. Так, например, на печати XIV века из Германии, принадлежавшей некоему Моше, изображен щит с тремя еврейскими шляпами, соединенными верхушками в центре. Забавный образчик являет собой печать Бифегина из Кобленца (1397) со львом, увенчанным еврейской шляпой. Однако и здесь существует опасность ошибиться, поскольку известны случаи, когда такими шляпами пользовались в качестве гласных эмблем и христиане – к примеру, известный антверпенский картограф и гравер Герард де Йоде (голл. Jood – еврей).
 
    Любопытная геральдическая история связана с другой еврейской меткой – желтым кружком, принятым некогда во Франции. Знаменитый Мишель де Нотр-Дам, более известный как Нострадамус, который происходил из евреев, использовал в своем гербе фигуру, недвусмысленно на это намекавшую – в червленом поле золотое колесо, обод которого между каждыми двумя спицами разломан. Сломанный обод, возможно, означает, что кто-то из предков Нострадамуса оставил иудаизм. Однако уже его потомок, Жан де Сев де Нотр-Дам, посчитав, что желтое колесо, пусть даже и сломанное, слишком красноречиво намекает на желтую латку, сменил гербовые цвета на серебряный и черный и «отремонтировал» само колесо.
 
   Выводом из всего, сказанного выше, является, во-первых, несомненность того факта, что у евреев, проживавших на территории Западной Европы в эпоху Средневековья, существовала полноценная геральдическая практика. Во-вторых: в силу того, что евреи, помимо использования специфически еврейских символов, наделяли внятным им смыслом также и заимствованные ими образы, представляется вполне обоснованным и правомочным разговор именно о еврейской геральдике. Исследование еврейской геральдической практики в Средневековье и в Новое время открывает новую перспективную область знаний, еще только формирующую собственные приоритеты. К ее первым этапам относится сбор и систематизация сведений о еврейских гербах, рассмотренных в рамках еврейской традиции и с позиций еврейской культуры.
 
 
 
  
 


Источник: http://www.takdim.cz/index.php?option=com_content&task=view&id=10&Itemid=3
Категория: Статьи из других источников | Добавил: clio (23.02.2011)
Просмотров: 1925 | Комментарии: 1 | Теги: геральдика, еврейская, средневековая | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Copyright KotSemen © 2024